Психология

«Снизьте требования к себе как к родителю так же, как вы снизили ожидания от ребенка»: как выбрать школу в новой стране

«Снизьте требования к себе как к родителю так же, как вы снизили ожидания от ребенка»: как выбрать школу в новой стране

© Фото: Adobe Stock

Колонка Алины Фаркаш — об эмиграции с детьми и о трудностях, которые ждут вас на пути в школу

Весь последний месяц я каждый день обсуждаю с разными людьми адаптацию, школы, садики, кружки, учителей… Десятки разных людей переезжают с детьми заграницу и все волнуются об одном и том же.

Как найти хорошую школу? С высоким рейтингом и сильной математикой. И чтобы учительница была нежная. И чтобы помогали выучить язык. Может, сразу в частную пойти? А еще кружки? Ребенок занимается гимнастикой и мечевым боем — вы знаете, в стране где-то такое есть?

Я отвечу на все (ну, большинство) этих вопросов в этой колонке, она будет состоять из двух частей: общая, которая будет актуальна всем, вне зависимости от того, куда вы переезжаете, и — частная, конкретно об Израиле, в котором я живу и школьная система которого мне знакома.

Про сильные школы

Правда заключается в том, что в первое время абсолютно не важно, насколько хорошо в конкретной школе преподают математику или английский. Даже самый умный, талантливый и легкий на подъем ребенок в лучшем случае первый год будет в серьезном шоке. Как бы нам ни хотелось подстелить соломки, мы не можем найти ему правильную школу, правильный кружок и правильное все, чтобы перенести его на руках через всю адаптацию и полностью избавить от стресса. Это просто так не работает.

Стоит сразу признать, что адаптация точно будет, проседание в учебе — будет и надо заранее запланировать это, психологически к этому подготовиться и подготовить ребенка.

Я видела ситуации, когда родители оставляли дистанционно российскую школу, в дополнение к новой местной. На всякий случай. Срабатывало это только тогда, когда ребенок оказывался крайне энергичным семижильным вундеркиндом. И то — я ни разу не видела, чтобы потом хоть кто-нибудь из этих детей как-то использовал российский аттестат о среднем образовании.

Самым правильным мне кажется в первое время максимально ребенка разгрузить. Даже, если дома он ходил на девять кружков, а еще успевал гулять, учиться и играть с котом, после переезда ему понадобится время для того, чтобы выдохнуть, оглядеться, прийти в себя. Сначала ему надо будет привыкнуть хотя бы к одному школьному коллективу. И только потом — ко всем остальным в кружках и секциях.

Адаптация пройдет легче, если у ребенка останется какое-то место, где у него будет возможность быть молодцом. Место его силы.

Это может быть действительно любимая спортивная секция — если в этом виде спорта он очень хорош. Или какой-нибудь кружок, где собираются русскоязычные дети. В первое время ребенок не может полноценно общаться со сверстниками — из-за отсутствия общего языка. Но без друзей и тех людей, которые понимают твои шутки, жизнь становится крайне печальной, поэтому русскоязычные контакты — очень нужны.

Дети и эмиграция: почему это сложнее, чем кажется?

Итак, хорошая школа: в большинстве стран это работает просто — чем дороже район, тем лучше школы. В дорогих районах будут более интеллигентные дети, более включенные родители, в среднем лучше обстановка в классе и сильнее программа. Это не всегда работает в России, но почти стопроцентно зарубежом. Печальная истина из той серии, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Поэтому не стоит искать сначала начальную школу, а потом под нее квартиру. Лучше найти наиболее симпатичный вам район за максимально возможные для вас деньги, а потом уже в этом районе — школу.

В Израиле дело обстоит так: мэрия отправляет младшеклассников в ближайшую к дому школу. Если таких несколько, то можно попроситься в какую-то конкретную, но объективно — все младшие школы в Израиле более-менее одинаковые. От города к городу меняется только публика: чем дороже, тем интеллигентнее. Также нельзя заранее познакомиться с учителями и выбрать подходящего: в каком классе будет меньше детей, туда и отправят. И опять же: это не страшно, потому что в среднем тут во всех школах к маленьким относятся ласково.

Я в России всегда искала такую особенную школу, где на детей не будут кричать, будут с ними дружелюбны и внимательны, не будут обижать или запугивать. Тут так почти везде, поэтому можно смело отдавать ребенка в самую обычную ближайшую к дому школу.

Родители часто спрашивают, стоит ли поискать частную школу или частный сад? Может, там будет лучше? Частных школ тут очень мало: это или школы при посольствах, где учат на английском или французском, они обычно очень дорогие. Представьте то, что вам кажется «дорого» и умножьте на десять.

Или есть еще частные «демократические» школы, где детям предоставляется максимум свободы во всех смыслах. Довольно часто туда идут дети, которые по каким-то причинам не могут вписаться в обычный детский социум. Не всегда, конечно, но чаще обычного: никто не будет без причины платить за то, что всем предоставляют бесплатно. Поэтому если родители решают отдать ребенка в эту школу, то у этого обычно есть очень веские резоны.

«Благодаря детям адаптация в эмиграции происходит гораздо лучше»: тезисы из лекции просветительницы Ирины Якутенко

Со средними и старшими школами в Израиле все проще — в том смысле, что система больше похожа на традиционную российскую. Есть сильные школы и слабые. Есть те, в которые огромный конкурс, и районные, куда берут всех. Уже можно поступать в школу не «по прописке», а выбрать ту, что подходит тебе больше.

Есть обычные школы, а есть со специализацией — от театра и спорта до программирования. И еще есть профильные классы в обычных школах, что тоже очень хорошо. Гуманитарных школ и классов на порядок меньше, чем технических и математических. Начиная со средней школы (седьмой класс, 12 лет) и тем более со старшей (десятый класс, 15 лет) — нужно начинать поиски той самой «хорошей школы», ради которой не грех будет снять и квартиру поблизости.

Любая школа обязана дать новому ребенку определенное количество часов иврита. Мой опыт говорит о том, что не стоит обязательно искать школу «с ульпаном», где будут отдельно изучать язык. Нередко бывает так, что в той школе, где раньше никогда не видели новеньких, ребенку выделяют какую-нибудь учительницу пения для обучения ивриту, и это оказывается намного эффективней, чем уроки в огромной группе с детьми совершенно разных уровней.

И еще. Ребенок может сначала не хотеть учить язык: протестовать, возмущаться, саботировать и так далее.

У этого есть очень простое объяснение: вы знаете, зачем и почему вы уехали. У вас были серьезные мотивы, вы об этом много думали и готовились к переезду. Ребенок чаще всего едет не по своей воле: понятно, почему его может бесить все вокруг! Если ему дать возможность злиться и возмущаться, а также игнорировать уроки языка, то он быстрее и проще пройдет через все стадии горевания — отрицания, злости, торга — и так вплоть до принятия. Можно заучить мантру: как еще ни один здоровый ребенок не пошел в школу в подгузниках, так и никто из переехавших в другую страну детей не остался без языка. Просто дайте ему время.

И себе. Ведь у вас тоже адаптация, стресс и шок. Снизьте на какое-то время требования к себе как к родителю так же, как вы снизили ожидания от ребенка. Вам обоим пойдет это на пользу. Вам станет легче, обещаю.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»