Развитие

Мифы и правда о подготовке к школе

Мифы и правда о подготовке к школе

© Иллюстрация Кристины Савельевой

Обязательно ли учиться читать до первого класса?

Когда речь заходит о подготовке к школе, у родителей будущих первоклассников сразу возникает много вопросов: как заниматься с ребенком, хватит ли собственных знаний и терпения учиться дома или лучше пойти к специалистам? Еще бы — вокруг этой темы столько мифов и заблуждений.

Выбрали самые распространенные мнения по поводу подготовки к школе и обсудили их со Светланой Гусевой — она занималась подготовкой сына к школе дома, и преподавательницей Анастасией Борисенковой.

Если не ходить на подготовку к школе, ребенок не научится учиться, и в первом классе ему будет трудно

На первый взгляд, кажется логичным, что ребенка тренируют быть школьником: усаживают за парту, дают прописи, учат читать на скорость, пересказывать и поднимать руку. Но это не совсем то, что нужно будущему первокласснику!

«Главная задача любой подготовки к школе — освоить базовые навыки, заинтересовать ребенка учебным процессом, создать положительный образ школы и помочь освоиться в коллективе. То есть создать фундамент, чтобы он чувствовал себя надежно и уверенно, а не просто научить его считать, писать и читать.

Ребенок, у которого развито внимание, память, мышление, умение планировать и доводить начатое до конца, легко адаптируется к школьным правилам и освоит программу первого класса, потому что его мозг будет готов к этому. Помочь ему в этом можно как в рамках самостоятельной подготовки к школе, так и во время занятий в развивающем центре» — уверена Анастасия.

Можно вообще ничем не заниматься — в школе всему научат

Светлана убеждена: «Не беспокоиться об обучении детей сегодня — значит сильно отставать от развития этого мира. Но если под словом „заниматься“ подразумевается „проводить с ребенком время“ — вопрос о том, заниматься ли с ребенком дома, отпадает сам собой».

Вместо него попробуйте задать себе вопрос: «Я играю с ребенком дома?». Через игру ребенок осваивает новые навыки, развивает речь, мышление и логику, память, внимание и другие психические функции. Игра восстанавливает силы, позволяет испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Время, потраченное на игру, никогда не бывает потерянным.

Если родители не педагоги, они не могут заниматься с ребенком сами

Для детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. И вам не нужно иметь педагогическое образование, чтобы играть со своим ребенком. Не обязательно даже напрямую участвовать в ней, но важно обсуждать с детьми их интересы и рассказывать о своих.

«Конечно, принимая решение заниматься с ребенком дома, нужно быть готовыми к финансовым затратам и уделять достаточно времени налаживанию режима и самообучению, которое поможет вам стать примером для своего малыша. Но результат стоит того», — говорит Светлана.

Надо заниматься побольше, чтобы в школу пошел подготовленным. Учителю будет некогда подтягивать каждого

В стремлении «вложить» в ребенка побольше родители часто увлекаются, и все чаще подготовка к школе напоминает дрессировку: детей натаскивают считать, писать, вести себя по образу и подобию школьника.

«В таком подходе велик риск „передавить“ и полностью отбить у ребенка желание учиться. Он будет воспринимать поход в школу не как новый интересный опыт, а как нечто обязательное и не очень приятное», — делится Анастасия.

Все подготовительные курсы одинаковые

«В разных центрах программы строятся по-разному. Кто-то делает акцент на письме, чтении, математике. „А где-то учитывают и другие аспекты подготовки: развитие памяти и внимания, умение мыслить вне шаблонов, говорить, творить, что-то придумывать и находить десятки решений к любой задаче“», — рассказывает Анастасия.

На это стоит обращать внимание при выборе развивающего центра и самостоятельной подготовке ребенка.

На занятиях в группе нет индивидуального подхода

У каждого ребенка своя зона роста, свои актуальные задачи. И педагог в развивающем центре должен это учитывать при построении занятий.

«Плюс, когда дети работают сообща, появляется кумулятивный эффект: они помогают друг другу расти и нарабатывать новые навыки. Это одна из важных функций постоянного коллектива, в котором ребенок учиться дружить и работать» — считает Анастасия.

Ребенок сразу должен привыкать к школьному режиму

Если под школьным режимом мы подразумеваем подъем в 8 утра и высиживание трех уроков по 35 минут, а под обучением — зазубривание информации и бездумную сдачу тестов, то нет. Ни к чему хорошему это не приведет.

Светлана уверена: «Гораздо важнее развивать навык самостоятельного получения знаний и создавать гармоничную среду развития, включающую движение, общение и игру. А еще сбалансированное питание и полноценный сон — хроническое недосыпание и неполноценное питание наносит ущерб мозгу, особенно юному.

Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие».

Заниматься нужно только по школьной программе

В учебниках любой образовательной программы задания рассчитаны на неподготовленных детей. Но если вы придерживаетесь мнения, что занятия необходимы, пробуйте разные форматы.

Можно записаться на занятия в развивающий центр, где вам предложат готовую программу подготовки к школе. Для домашних занятий тоже существует много разных методик. Здесь главное — ориентироваться на своего ребенка.

Если ему трудно усидеть на одном месте, попробуйте двигаться не спеша, маленькими шагами, от простого к сложному. Как это реализовано, например, в методике KUMON. И выбрать несколько тетрадей для развития творческих навыков, мелкой моторики и нестандартного мышления. И еще пару для освоения счета и письма. Совсем недавно как раз вышла новая тетрадь по методике KUMON, где малыши могут научиться писать печатные буквы русского алфавита.

«Можно зайти через интересы ребенка. „Если ребенок утром спрашивает: „Мам, пап, почему одна звезда яркая, а другая нет?“ Посвятите этот день космосу — сделайте тематическую подборку книг и поставьте на полку, найдите мультфильмы и текст для списывания про космос.

Также можно выбрать два-три обязательных пункта — например, математику, чтение и развитие мышления. А все остальное — по желанию. В этом случае важно все книги, рабочие тетради и канцелярию оставить в зоне доступа, чтобы дошкольник мог сам выбирать, чем будет заниматься», — делится своим опытом Светлана.

На занятия дома придется тратить много времени

Количество времени, которое вам потребуется для занятий, будет зависеть от того, умеет ли дошкольник работать самостоятельно.

«Если через личный пример научить ребенка самостоятельности, вам не придется следить, выполнил ли он задания. Вашей задачей будет только обеспечить его ресурсами (книгами, пособиями, настольными играми и временем). А выполнение заданий будет уже его ответственностью», — считает Светлана.

Дети, которые мало общаются со сверстниками, сложнее и дольше адаптируются к школе

Социализация — важная часть подготовки к школе. И она часто страдает у детей, которые не ходят в детский сад и готовятся к школе дома. Когда такой ребенок попадает в класс с 30 незнакомыми детьми, ему сложно адаптироваться. Потому что параллельно с освоением школьной программы, приходится знакомиться с разными ролевыми моделями, учиться общаться и дружить.

«Поэтому, если вы принимаете решение заниматься с ребенком дома, важно создать условия, в которых он сможет взаимодействовать со сверстниками и что-то делать вместе с ними. Детская площадка — не совсем то, что нужно. Это должен быть слаженный и постоянный коллектив.

Можно прийти в школу, не обладая какими-то навыками, и догнать одноклассников за две недели. Но если ребенок не знает, как вести себя в коллективе, то умение читать сто слов в минуту ему никак не поможет», — объясняет Анастасия.

В школе всегда будет кто-то лучше, а кто-то хуже. Лучше ребенка подготовить к этому заранее к тому, что его будут постоянно с кем-то сравнивать

Анастасия говорит: «Сравнивать ребенка можно только с ним самим. Например, говорить ему: „Смотри, вчера что-то не получалось, а сегодня ты уже можешь это сделать сам“. Очень важно, чтобы каждый дошкольник почувствовал ситуацию успеха. Поэтому на этапе подготовки используются не оценки, а только положительное подкрепление».

Стыдить, осуждать, упрекать детей нельзя! Нужно направлять ребенка бережно и очень чутко, а там, где сложно — поддерживать.

Если ребенок не хочет заниматься, лучше его не заставлять

Но и отказываться от занятий тоже не стоит. Задача взрослого здесь — понять, в чем причина трудностей, и найти способ компенсировать дефицит.

«Один из вариантов мотивировать ребенка — это позволить ему заниматься тем, чем ему хочется, — считает Светлана. — Если это не работает, можно попробовать другие методы: дать ребенку больше времени, записаться на нейрокоррекционные занятия или предложить освоить навык через игру».

Подготовка к школе — важный период в жизни ребенка и родителей. И попытки доминировать и усмирять детей здесь редко приносят нужные результаты. Гораздо важнее учиться новому, воспитывать себя и осваивать новые способы общения с детьми. Многое зависит от нас, родителей, но не все. Главное, не бояться и не терпеть, а действовать. Осознанность — первый шаг на пути к изменениям во всех сферах, и здоровое обучение своего ребенка в том числе.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»