Развитие

Факт или мнение? Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление

Факт или мнение? Как научить ребенка обращаться с информацией и использовать критическое мышление

© Автор: Irina | Источник: Adobe Stock

Инструкция от фонда «Шалаш»

Дети получают огромное количество информации отовсюду — от одноклассников и учителей, в компьютерных играх и социальных сетях, из разговоров взрослых. Как бы родители ни старались, оградить ребенка от недостоверной или нежелательной информации, скорее всего, не получится.

Чтобы научить ребенка анализировать информацию и определять, чему можно верить, важно развивать у ребенка навык критического мышления. Благотворительный фонд «Шалаш» подготовил инструкцию о том, как с помощью разговоров, игр и упражнений научить ребенка проверять информацию, находить ее источник, отделять главное от второстепенного и отличать факт от мнения.

Расскажите ребенку, что информация — это все, что нас окружает. У любой информации есть источник, а для ее передачи используется носитель.

Чаще всего источник информации — это что-то материальное или какой-то человек. Чтобы найти источник информации, нужно задать вопрос: «Откуда пришла информация?».

Информация — это наоборот что-то неосязаемое. Определить, что является информацией, можно с помощью вопроса: «Что я узнал/а?» Например, источник — это автор, носитель — это книга, а информация — это рассказ.

Информация помогает человеку принимать решения. Например, если на улице дождь, человек возьмет с собой зонтик. Или, когда на переходе горит красный свет, — человек знает, что переходить дорогу сейчас небезопасно.

Объясните, что если использовать неверную информацию, то решения, которые на ней основываются, тоже будут неверными. Например, если неправильно прочитать условия задачи, то решить ее правильно не получится.

→ Игра «Найди мне пару»

Поиграйте в игру, чтобы ребенок потренировался находить источник информации.

Возьмите мячик или другой предмет, которым можно перекидываться. Кидая мяч ребенку, назовите источник или носитель информации. Пусть ребенок кинет мяч обратно и назовет информацию, которую можно получить из этого источника или носителя. Ролями можно меняться.

Например: книга — рассказ, улица — погода, собака — лай.

Фейк или правда? Тест на умение отличить настоящую новость из мира родительства от выдумки

У всего есть характеристики. Например, окно может быть деревянным или пластиковым. У информации тоже есть свойства — она может быть достоверной или недостоверной, основанной на факте или на мнении, ее может быть много или мало.

Важно объяснить ребенку, что чем дальше мы уходим от источника информации, тем больше появляется толкований. Именно поэтому информация может искажаться, и часто это происходит ненамеренно. Например, когда люди делятся новостями, они могут забыть рассказать что-то важное или, наоборот, добавить что-то от себя.

→ Игра в испорченный телефон

Попробуйте сыграть в игру в большой компании. Загадайте слово и шепните его первому игроку так, чтобы не услышали остальные; первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать; второй — третьему и так далее по цепочке; последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Предупредите, что слова точно будут искажаться.

Через опыт игры дети поймут, что информация может быть недостоверной, и искажается против желания источника.

Факт — это что-то конкретное, точно произошедшее. Событие, какой-то очевидный всем признак (1 марта наступила весна). Мнение — это отношение человека к факту («Весна — мое любимое время года»). Объясните ребенку, что у разных людей может быть разное мнение по отношению к одному и тому же факту.

→ Упражнение «Факт или мнение»

Вместе с ребенком разберите школьные события, статьи в журналах или видео в интернете, и определите, что является мнением, а что фактом.

Это упражнение можно повторять несколько раз в разных обстоятельствах, чтобы ребенок научился или научилась отличать мнение от факта в зависимости от ситуации.

Прежде чем рассказывать ребенку, как проверять информацию, объясните, что не все, что мы слышим и видим, действительно полезно для нас. Чтобы определить, полезна ли информация, можно задать себе вопрос: «Поможет ли мне эта информация принять какое-то решение?». Если да, то информация нужная, и следует ее проверить — найти источник.

Чтобы принимать верные решения и составлять свое мнение, информацию нужно подтверждать фактами и изучать с разных сторон. Выделив главное, можно задать уточняющие вопросы.

Поощряйте вопросы ребенка — старайтесь подробно отвечать на них и обсуждать решения. Можно задавать вопросы ребенку и вместе отделять факт от мнения и разбираться в достоверности информации.

Например, ребенок говорит, что на улице холодно — это мнение. Чтобы понять, что это значит и принять верное решение, можно задать себе вопрос: «Какая температура на улице?». С помощью ответа (например, посмотрев на градусник), вы узнаете факт, составите собственное мнение и сможете принять решение (как одеться, куда лучше пойти в такую погоду).

Когда источник информации известен, стоит убедиться, что он достоверный. Для этого можно задать вопросы:

  • Информация из этого источника уже помогала принять решение?
  • Есть ли эта информация в других источниках?
  • Достаточно ли информации в этом источнике или она неполная? Чего не хватает для решения?

Даже если источник уже найден и вы в нем уверены, проверьте информацию на оценки и слова с эмоциональной окраской. Например:

  • никогда/всегда;
  • ужасный/прекрасный;
  • очевидно, бесспорно.

Чем больше таких слов, тем выше вероятность, что эта информация искажена.

Попробуйте обсуждать с ребенком новости в этом ключе — вместе разбирайтесь в их сути и оценивайте, насколько эта информация для вас полезна. Так ребенок научится отличать важную информацию от той, на которой можно не фокусировать внимание.

→ Упражнение: Главная и второстепенная информация

Прочитайте отрывок книги вместе с ребенком. Задайте вопросы, обсудите, какая информация главная, а какая — второстепенная и почему.

«У платформы, запруженной людьми стоял малиновый паровоз. Вывеска сверху гласила: ‘Хогварц Экспресс, одиннадцать ноль-ноль‘. Гарри обернулся и на месте барьера увидел чугунную арку со словами ‘платформа девять три четверти‘».

Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение, действие. Следствие — это то, что произошло. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить ее можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?»

Например: Можно промокнуть, потому что на улице идет дождь.

Задавайте такие вопросы во время повседневных разговоров. Так ребенок научится определять причину, следствие и связь между ними.

→ Упражнение «Как же так вышло?»

Разберите ситуацию, которая произошла сегодня. Начните со слов «Сначала случилось…», а каждое следующее событие продолжите словами «А потом…» / «Поэтому…».

Нарисуйте таблицу из двух колонок, где в левой колонке будет Причина (что случилось), а в правой Следствие (что произошло после), и заполните таблицу вместе. Повторяйте это упражнение время от времени. Когда у ребенка будет получаться лучше, можно делать это устно. Так ребенок научится определять причину, следствие и связь между ними.

Обсуждайте разные варианты решений одной ситуации и показывайте пример

Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях.

Вы можете ходить в школу непривычными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребенок.

Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных.

Помните, что дети воспроизводят поведение родителей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самим

Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы, поощряйте вопросы ребенка.

Мы подготовили памятки, которые помогут вам возвращаться к нашим рекомендациям. Их можно распечатать или сохранить на телефоне.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»